Первые выходные октября (2-3) провел в районе местечка под легко запоминающимся названием Черная Грязь,
а точнее в окрестностях санатория Восход. Там великолепная река Протва и замечательные сосновые леса на левом берегу.
Потеряв надежду поймать осеннюю щуку, я достал из машины фотосумку и отправился на встречу с представителями местного
грибного царства.
Посадки молодых елей занимали подножье холма, занятым сосняком Было чрезвычайно сравнить изменения
в составе грибов на протяжении каких-нибудь 50-100 метров при переходе от елочных посадок к сосняку.
В ельнике мое внимание сразу привлекли красные мухоморы (Amanita muscaria) – просто красавцы расписные. И хотя снимков этого гриба уже много на сайте, но, извините, не удержался и уже в какой раз снял этот замечательный гриб.
Следующим моим шагом был поиск описания Tricholoma vaccinum в русском
Интернете. Каково было мое удивление, когда знаменитая поисковая машина Google выдала всего две ссылки: одна – на наш сайт
(сводная таблица Кирилла Быкова) и другая – на сайт наших петербуржских коллег. Гриб называют рядовкой бородатой или рядовкой
шерстистой (последнее очень удачное название, на мой взгляд) и он несъедобен из-за своей твердой и горькой мякоти.
Вскоре я получил от Юрия Григорьевича Семенова полное описание этого гриба, так что персональная страница для этой рядовки не за горами…
В несколько метрах от «рядка» Tricholoma vaccinum бежала «дорожка» моей любимой рядовки фиолетовой
Lepista nuda. А еще неподалеку
рассыпались гигрофоры, приятно пахнущие то ли анисом то ли миндалем. Как потом подсказал мне Ю.Семенов,
так пахнет гигрофор ароматный (Hygrophorus agathosmus).
В том же ельнике приютились дождевики настоящие (Lycoperdon perlatum), мокрухи еловые (Gomphidius glutinosus), какие-то мелкие мицены, фотографии которых я, к сожалению, не сделал.
На выходе из ельнике, на самой границе ельника и смешанного леса, в котором преобладала сосна, видовой состав грибов сменился кардинально. Старый польский гриб (Xerocomus badius) свои размером показывал, кто в этом лесу хозяин, и моховикам зеленым (Xerocomus subtomentosus) оставалось только подвинуться и уступить место под нежарким октябрьским солнцем. Между березами петляли «строчки» говорушки оранжевой (Clitocybe aurantiaca), а наряду с красными мухоморами красовались и мухоморы поганковидный (Amanita citrina).
Ниже по течению Протвы располагался великолепный сосновый бор
(как потом выяснилось, в котором располагается туберкулезный санаторий «Восход»).
Его западные склоны (см. фото) в тот день были просто усеяны красными и поганковидными мухоморами.
Тьма мухоморов! Бродя между ними я высматривал семейки сыроежек с темно-красными, практически вишневыми шляпками,
как вдруг увидел в метрах 20-25 большой белый гриб (Boletus edulis). Не веря своему счастью, я подошел к «верзиле» и стал осторожно вытягивать его из песка. Боже мой, такой длиннющей ноги я никогда не видел белых грибов. Наверное, грибнице белого гриба приходится глубоко прятаться в толще песка, чтобы летняя жара ее не иссушила в прогреваемом на значительную глубину песке. Рядом стоял второй симпатичный белый гриб. Все к моей большой радости оказались совершенно чистыми.
Конечно, я мог бы продолжать идти и дальше по сосновому бору, собирая белые грибы, но необходимость разведать более короткий путь от шоссе до этого бора заставила меня свернуть от бора вглубь лиственного леса, отделявшего бор от проходящего в метрах 300-500 шоссе. Как назло, кроме обилия мелких мицен и неизвестных мне клитоцибе (говорушек) тот лес меня ничем не порадовал.
Прекрасная погода, яркие краски среднерусской осени, упоительный воздух соснового бора и обилие грибов в молодом ельнике подняли мне настроение на всю грядущую рабочую неделю, заставили отвлечься от неудач на поприще рыбалки и только укрепили мое желание почаще приезжать в эти живописнейшие места.
С наилучшими пожеланиями всем коллегам-грибникам,
Вячеслав
19 октября 2004, Обнинск
Замечание от 16 октября: Я вновь посетил этот бор две недели спустя. Крепкие утренние заморозки напрочь «выкосили» все грибное великолепие бора и ельника, лежащего в низине. Все грибы почернели на корню, а спрятавшиеся под тонким слоем листвы грибы выглядели жалко – многочисленные пятна от мороза покрывали их шляпки.