Погода в первые числа октября стоит замечательная. Днем тепло, тихо, дождей нет, ярко светит солнышко. Для грибов плохо дождей нет, сухо. Но в это замечательное лето и такая погода грибам почти не помеха. По окончании самых грибных метеоусловий, с наступлением сухого бабьего лета, все вдруг заговорили о грибах.
В очередную поездку в Самару по привычке взял с собой фотокамеру, лесную обувку, пакеты и нож. И скоро понял, что не зря. На ж/д переезде в с.Курумоч несколько человек продавали Опята. Все молоденькие, не сухие (свежие). Ну, думаю, началось+
Быстренько закончив дела, рванул из города. По дороге остановился купить пленку. И тут перед магазином на ящичном прилавке наряду с овощами, были выставлены опята. С пленкой повезло, наконец-то нашел, что рекомендовали Кодак роял супра 400 ед.
Сгорая от нетерпения, на удивление себе виртуозно и лихо обходя всякие там Лады , Дэйву и прочие, на своей Окушке вылетел из городской дорожной толчеи на трассу М5. Домчался до места, славного обилием опят четыре года назад, и в лес.
Первое впечатление - разочарование. Красота, конечно, неописуемая. Лес в полном осеннем наряде. Лиственные сбросили наполовину свои яркие одежды, покрыв все пышным цветным ковром. А запах осеннего леса что-то удивительное. Но никаких признаков грибов. Никаких. Ни постоянных невзрачных несобираемых, ни впечатляющих ярких ядовитых, ни второсортных рядовок, ни промысловых уважаемых. Встречаемые трутовики, и те какие-то старые, потемневшие, или уже рассыпающиеся. Листва на земле совершенно сухая, даже не шуршит, а хрустит под ногами. Но одно обнадеживало почва под подстилкой слегка влажная.
Вскоре нашел семейство Говорушки дымчатой (Clitocybe nebularis). Дальше опять ничего.
Сделал изрядный крюк, и, выбираясь из сплошного клена по направлению к впереди стоящим березкам, боковым зрением отметил справа какой-то блеск. Повернулся. В пяти шагах, на старом-старом бревне, сверкала на солнце металлическая, округлая блямба. Почему-то вдруг меня это заинтересовало. Подошел. На дереве лежала плотно вдавленная, как показалось, в ствол этакая толстенькая лепешка серебристого цвета. Захотелось попробовать она просто лежит, или кто-то зачем-то вдавил ее в древесину. Ткнул пальцем.
Здесь сделаем маленькое отступление, и я быстренько расскажу, что увидел в дальнейшем прочесывании леса,
а потом вернемся к главным событиям и впечатлениям. Грибов действительно практически не было. Как и не водились они там вовсе.
Длинные пробежки чередовались редкими находками.
В одном месте из ствола березы торчал пучок пушистых отростков зеленовато-синеватого цвета (отсеменившийся спорангий
какого-то миксомицета? А.К. 19.10.03).
Встретил два экземпляра Плютея черно-крайнего (Pluteus atromarginatus).
На одном пне выскочили и погибли несколько семеек очень мелких колокольчиков (мицен?).
Их жестоко иссушил молодыми ласковый теплый ветерок в лучах нежного солнца.
Нашел одно семейство Дождевика грушевидного (Lycoperdon pyriforme) на бревне.
И уже на выходе из леса наткнулся на карликовый Гриб-зонтик пестрый (Macrolepiota procera).
Ростом сантиметров десять, с ножкой диаметром в пол сантиметра, он гордо раскинул свою двухдюймовую шляпку.
Точная копия рослого зонта. Как оказалось, он высох до твердого состояния, и если бы не мое любопытство, мог бы еще долго по сухой погоде удивлять своим необычным ростом лесных жителей.
Теперь вернемся к главной находке.
Так вот. Я ткнул эту металлическую штучку пальцем, соизмеряясь силой с ожидаемыми твердостью и весом исследуемого. Но вдруг под пальцем поддалась и стала рваться хрупкая поверхность, освобождая радостно задымившую миллиардами спор коричневую внутренность.
Я обалдело смотрел, как разлетается и оседает облачко живительной пыли, а
блестящая кожица закручивается по оборванным краям подобно очень тонкой, но упругой фольге /100204.jpg/.
Как я пожалел, что сначала не сфотографировал эту странную железку!
В дальнейшем грибном поиске к своей радости я встретил еще три таких же гриба. Два на старом поваленном пне /100208.jpg/ /100209.jpg/ /100210.jpg/, и один на тоже старом и гнилом березовом наросте. Но они уже не были так блестяще металлизированы. С менее гладкой поверхностью и более темные.
Рядом с взрослыми я нашел молодняк /100205.jpg/, представляющие собой маленькие коричневые шарики (на фотографии они сверху). И один экземпляр подросткового возраста (внизу фотографии). Он только-только начинал серебреть . При чем серебрянкой поверхность покрывалась от центра (верхушки). Центр был уже металлический, а к краям оставался еще родной коричневый цвет.
Шкурку от первого я забрал с собой. И правильно сделал. Мой товарищ, досконально знакомый с моим увлечением, на мой сбивчивый восторженный рассказ просто засмеялся, приняв поначалу его очевидно за неудачную шутку. И только вещественное доказательство окончательно рассеяло его сомнение, после чего он выдал несколько интересных реплик по поводу испытаний ракетного топлива на полигоне завода ракетных двигателей, расположенного в той окрестности.
Раньше я никогда не слышал о такой расцветке грибов. И за всю свою жизнь я не встречал другого красителя (природного или искусственного) под металл из органических веществ, только сам металл.
Может быть, действительно, эти грибы выделяют металлы из почвы для внешнего покрытия?
Сама кожица нормальная, органической природы. А поверхность ее покрыта очень тонким микронным слоем блестящего как металл вещества.
Теперь стараюсь придумать, в какой лаборатории города могут сделать анализ сохраненной мной шкурки этой удивительной находки, чтобы определить природу покрытия, а если это действительно металл, то и его порядковый номер в таблице Менделеева. О дальнейших изысканиях обязательно расскажу.
P.S.
Этот удивительный гриб определен по моему описанию без фотографии Ю.Г.Семеновым как слизевик Enteridium lycoperdon. Согласен на все сто; очень похоже фото на http://www.kulak.ac.be/..../zilveren_boomkussen.htm.
Наконец могу представить мои фото. Если будут другие предположения или уточнения вида, буду рад принять.