Весь октябрь под Москвой был явно теплее обычного. А, может, это позднее тепло уже становится обычным.
Только на третьей пятидневке выпал мокрый снег, когда и похолодало до 3-х градусов, и пропали тогда оба выходных
из-за непрерывных осадков (сначала дождь, а потом снег), в лес в такую погоду идти не хотелось. А снег выпал такой
тяжелый, что и в лесу наломал много дров (в прямом смысле слова) и в городе. Большую иву, на которой росли мелкие
поздние мицены (Mycena meliigena , Mycena pseudocorticola ) расщепило натрое. Утром идем на работу, а ее сломленные упавшие сучья раскинуты в разные стороны, слегка придавив макушку одной машине.
Но снег случился ненадолго, и потом до самого последнего дня месяца сохранялась
прохладная, но приятная погода. И в лесу, благодаря росам и туманам, было достаточно сыро при температурах
немного ниже девяти тепла. И, хотя своей массой грибы особенно не удивляли, но количеством видов радовали вполне.
Причем после снега их стало даже немного больше: если в начале месяца нам встретилось (только в нашем мытищинском лесу)
около 80-90 видов, то во второй половине насчитали их уже более 100, а к концу месяца, с похолоданием их количество
снизилось до 70-60-ти.
Начало месяца было связано с продолжением опячьего слоя. Неугомонные заготовители перешли на обильные «травяные» опята - ОПЕНОК ТОЛСТОНОГИЙ (вздутый) Armillaria gallica , который несли полными корзинами и рюкзаками, невзирая на мелкий осенний дождь. Разновидность серого опенка - ОПЕНОК КЛУБНЕВИДНЫЙ Armillaria cepistipes – так и не видел в этом году. А в городе в это время было газонное нашествие кучных лиофиллумов: и белых - ЛИОФИЛЛУМ СРОСШИЙСЯ Lyophyllum connatum и особенно темно-бурых - ЛИОФИЛЛУМ СКУЧЕННЫЙ Lyophyllum decastes , а за ними выглядывали из травы стройные белые колпаки НАВОЗНИКОВ БЕЛЫХ Coprinus comatus . Эти последние быстро сгинули, а крепкие лиофииллумы стояли весь месяц, постепенно изничтожаемые презрительными человеческими ногами.
Выходя из леса там, где строители расширяли Волковское шоссе, на глаза попались необычайно тесно прижатые шляпки в плотных сростках, прилепившиеся на оголенном землистом косогоре, - тоже сначала приняли за лиофиллум, если б не полая нога, паутинистое покрывало и капельки на пластинках. Оказывается, здесь на потревоженной почве бурно разрослась ПСАТИРЕЛЛА БАРХАТИСТАЯ (Лакримария) Psathyrella velutina . Ее грибница давно обосновалась на этом травяном бугре, а теперь, потревоженная, стала бурно плодоносить, будто торопясь родить побольше потомства, пока ее совсем не извели.
В это время в лесу понемногу появлялись поздние грибы - зеленоватая РЯДОВКА МЫЛЬНАЯ Tricholoma saponaceum и свежая РЯДОВКА СЕРАЯ Tricholoma portentosum , мелкий слизистый от дождя ГИГРОФОР ПЯТНИСТЫЙ Hygrophorus pustulatus (который станет самым массовым грибом месяца), а также та самая ЧЕШУЙЧАТКА Pholiota sp, которой я когда-то отравился (в доказательство того, что не все чешуйчатки безобидны). А еловые шишки облепили мелкие буровато-сероватые СТРОБИЛЮРУСЫ Strobilurus sp., которые точно я определить не могу, чем-то они отличаются от весенних С. СЪЕДОБНЫХ Strobilurus esculentus , не такие яркие и всегда мелкие. Переждав снег, они еще появятся в конце месяца.
В дождь и мокрый снег выросли поздние мелкие кривоногие мицены, я знал уже где их искать, обошел ближние престарелые ивы в городе - серая МИЦЕНА (ЛОЖНОКОРКОВАЯ) Mycena pseudocorticola и коричневато-розовая МИЦЕНА мелиигена Mycena meliigena (Syn: Mycena corticola), обе на одних и тех же стволах, повыше корня до человеческого роста, обе мелкие, шляпка немного крупнее 0, 5 см (meliigena чуть побольше). В сухую погоду они быстро высыхают, особенно М. pseudocorticola, пришлось фотографировать под дождем, прикрывшись плащом.
Продолжение отчета
|