Юрий Семенов

В греческом темпе

Страница изменена
Форум   Назад

Карта поездок; фото Юрия Семенова Сильный недосып (проснулись раньше пяти), временное переохлаждение (утренний колотун), немного унижения (обыск в аэропорту Домодедово) и через три часа мы уже в Греции. В местном аэропорту Салоники (или, правильнее, Тессалоники) нас встречали представители компании "Музенидис трэвел". Не имею целью делать ей рекламу, но все путешествие было организовано замечательно, от встречи до проводов домой. Автобус нам достался новый двухэтажный, только что накануне закупленный в Германии, и с гидом тоже повезло - Панаётис Цацанидис, кандидат исторических наук, разносторонний человек в совершенстве говорящий по-русски (полжизни в СССР и защита диссертации, даже книга есть об Афонском монастыре), основные сведения о Греции, расхожие и нетривиальные - в основном от него. Разместились после прилета в небольшом курортном городке Неа-Каликратия, километров 30 от Салоник, в частной гостинице, их в Греции много, и в основном в частных мы и останавливались. Везде достаточно чисто, в некоторых даже уютно.

Наше путешествие было рассчитано на 6 активных дней, за которые мы должны были пересечь страну с севера на юг (или, как в Греции говорят, сверху вниз) и обратно, примерно 500 км в один конец. На карте показан наш маршрут и основные остановки. В первый же день отправились на Олимп, вернее, не совсем на Олимп, а на Олимпийские горы, которые имеют несколько вершин, где когда-то заседали беспокойные, мягко говоря, греческие боги во главе с Зевсом. С погодой пока везло и очень. Еще из Каликратии через залив были видны снежные горные вершины, а это бывает не всегда (в чем мы убедились в последний день, - вроде и солнечно и ясно, а вершин не видно). На саму вершину нас не повели, все-таки почти 3000 м, а вот кусочек альпийских лугов показали, весь засыпанный розовыми, синими и чуть-чуть белыми и желтыми цветами. Двухэтажная наша махина медленно и аккуратно влезла на смотровую площадку и первые, кто нас встретил, были бездомные собаки, вернее у них был дом, здесь, у площадки, они сопровождают, видимо, всех туристов. И потом еще много мест было, и в Афинах и в других городах, где местные псы деловито и по-хозяйски нас сопровождали в надежде на любой дармовой кусок. Помню в последний день супруга прикормила одну "овчарку" в Каликратии, и та преданно легла рядом, положив голову на ее туфлю. Дворняги всегда отличались верностью.

Олимп; фото Юрия Семенова Олимп; фото Юрия Семенова Олимп; фото Юрия Семенова
Нас самих кормили отменно, ни один обед не был пропущен. Заезжали в таверну, неторопливо, в греческом темпе заказывали популярные национальные блюда, и через минут десять обед был на столе. Поскольку супов греки не едят и не готовят (только специально для русских на ужин), то типичная трапеза состояла, например, из (1) дзадзики (огурец со сметаной и чесноком) за 3 евро или греческого салата, или (2) осьминога. Второе блюдо - (3) мусака (баклажан с мясным фаршем, залитый сметанным кремом) за 7 евро или рыба, мясо. И напиток на третье - греческое пиво "Миф", сухое вино или кофе. Всего примерно на 15 евро, чуть дешевле, чем в западной Европе. Разнообразие вин тут большое, но простые столовые (и относительно дешевые в Супермаркетах - 4-6 евро) не произвели на меня впечатления, выдержанные 3-4 года гораздо лучше, из всех представленных на фото наилучшие воспоминания от "Рапсани" (третье слева). Пива выбор небольшой, всего три греческие марки и пара импортных. А кофе здесь пьют все и везде, целые улицы пропахли кофе, в жару все греки носят туда-сюда высокие пластиковые закрытые бокалы с торчащими трубочками: это холодный кофе "фраппе".

Темби; фото Юрия Семенова Солоники; фото Юрия Семенова Другое национальное кушанье и товар на импорт - оливки. В наших магазинах греческие оливки встретишь редко, чаще испанские, а жаль. Сады из оливковых деревьев в Греции всюду, по склонам нескончаемых холмов и гор, на равнинах, все свободные места заняты относительно низкими кряжистыми деревьями со светлыми белесым листьями, как у нашей ивы. На рынке (который мы посетили в Солониках) оливки можно перепутать со сливами, такие они громадные и жирные: зеленые, черные, вяленые и сморщенные на разный вкус, от просто соленых до пикантно горчащих.

Метеора; фото Юрия Семенова Метеора; фото Юрия Семенова Дельфы; фото Юрия Семенова
После обеда в первый же день мы осмотрели археологические остатки древнего Диона, утонувшего в болоте рядом с Олимпом, проехали через Тембийское ущелье, очень напоминающее наш Кавказ, и вечером прибыли в Каламбаку. Городок лежит в долине, а вокруг находится очередное чудо света - скалы МетЕоры с монастырями на самой их вершине.

Дельфы; фото Юрия Семенова Дельфы; фото Юрия Семенова Когда-то океан покрывал и обтачивал эти подводные горы, потом отступил, и сейчас на эту красоту можно глядеть без перерыва дня три, чтобы все обойти. Мы там были полдня. Ночью темные камни подсвечиваются прожекторами, наш балкон был как раз на фоне одной скалы, всего метров 500 от нее. С утра, до завтрака хотели (семьей) подойти к скалам поближе, да помешал мелкий дождь. Обидно. Но погода здесь переменчива, - через пару часов от дождя и следов не осталось, когда наш автобус поднялся к подножию одного из православных монастырей. Греция вообще страна набожная, церковь не отделена от государства, закон божий изучается в школе. По каменной лестнице поднялись наверх, в храм. Внизу, за причудливыми серыми скалами оказалась Каламбака. Уже одних МетЕор достаточно, чтобы захотеть побывать в Греции. А был только второй день, и мы через горы, типично облепленные белыми домиками, двинулись дальше вниз (на юг) к развалинам Дельф и к небольшому городку, где заночевали. Во всех маленьких городках Греции улицы узенькие, обязательные длинные балконы смотрят друг на друга, еле разъедешься со встречным транспортом на нашем высоком автобусе, чтобы не сбить вывеску или фонарь.

Афины; фото Юрия Семенова Афины; фото Юрия Семенова По всей территории южной Греции - археологические памятники, это значит, развалины, которым 3-4 тысячи лет, и рядом почти всегда музей. Вход в каждый примерно по три евро. Дельфы произвели на меня впечатление гораздо большее, чем я ожидал: компактно на одном склоне расположились остатки святилищ, главного храма (от него - только фундамент и мощные колонны, тут дурил древних греков продажный дельфийский оракул), выше - амфитеатр и стадион. А к вечеру мы были уже в Афинах, огромном южном городе со всеми признаками многомиллионного полиса. В этот же вечер, вернее, ночь в переполненной таверне нам устроили знакомство с народными танцами, музыкой и песнями (за отдельную плату). На длинном столе по бутылке сухого вина на двоих и фруктовый салат, - и сиди, смотри до часу ночи. Или танцуй вместе с невозмутимым македонянином (южные греки ростом пониже, а македонцы рослые, говорят, спартанцы были из их числа). А после поднялись на холм полюбоваться ночными Афинами. В городе три основных, самых высоких холма, на одном, среднем расположен Акрополь. Это еще одно место ради которого надо побывать в Греции. Вид на акрополь отовсюду открывается изумительный. Мы успели посмотреть только с холма Муз.