На главную   Назад   Форум сайта

Олег Кесслер

Грибной суд

 

1. Промежуточный свет

Сегодня я был доволен. Полна корзина грибов. Много фотоматериала. Дома предстоит большая интересная работа. Пора возвращаться. Но напоследок я решил навестить ещё одно заветное местечко, тут недалеко.

Дальнейшее произошло очень быстро. Валежник под ногами хрустнул, раздался треск, и я полетел вниз. В последний момент перед падением моя рука инстинктивно схватилась за первую попавшуюся ветку, но та обломилась. Я упал, а в следующее мгновение что-то тупое и тяжёлое обрушилось мне на голову. Из глаз посыпались искры, а потом - тьма...

Человек лежал в яме. Голова его была разбита и вся в крови. Рядом тупым концом в землю упиралась внушительная ветка. Подумалось: "Эк его угораздило. А яма похожа на ловушку. Но у нас и ловить-то некого. Разве что дикие кабаны..."

Человек кого-то напоминал. Я приблизился, пристальнее рассмотрел окровавленное лицо, и меня пронзило, как молнией. Этот человек был я! Вернее, моё бренное тело. А сознание моё парило рядом, в воздухе. И тут меня пронзило ещё раз: кажется, я умер.

Мною овладели смешанные чувства. С одной стороны, полное одиночество. С другой - страх перед дальнейшей неизвестностью. С третьей - любопытство. А с четвёртой - некоторое облегчение: всё-же я убедился, что жизнь со смертью тела не заканчивается. Мне было необычайно легко в моём теперешнем новом состоянии. Я ощутил, что могу мгновенно очутиться в любой точке пространства. Но я тут же подумал о несделанном, о несбывшихся планах, о семье и родных. Да и вообще помирать как-то не собирался в ближайшее время. Точнее, расчитывал, что Всевышний мне отпустит ещё немного времени для земной жизни... Вдруг непреодолимая сила стала меня затягивать в какую-то узкую длинную воронку. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. "Ну вот и тоннель, - подумал я. Всё сходится". Несло меня с невероятной скоростью. И это было хорошо. "Какой русский не любит быстрой езды?", - мелькнуло гоголевское. И этот звук... Необъяснимый. Тыгдым-тыгдым. Как поезд. Только не глухой звук, а высокий, как бы звенящий. И свет вдали. Меня несло туда, к свету.

Я очутился в каком-то помещении перед большой золотистой дверью. Было очень светло, но свет не ослеплял. Не было теней. Казалось, свет шёл отовсюду. Дверь отворилась, и меня втянуло в большой зал, очень напоминающий зал суда. Что, уже Высший Суд? Так быстро? Только сейчас до меня окончательно дошёл смысл происходящего. До последнего момента теплилась мысль, что это всё - сон. Да-да, я умер, это ясно...
-Не совсем,- раздалось сзади. Я обернулся. Никого не было.
-Ты кто? Этот мой вопрос прозвучал мысленно, но здесь не надо было говорить. Да и рта как такового у меня не было. Хотя при желании нечто подобное на рот я мог обнаружить.
-Считай меня своим гидом, - ответил Голос.
-Я буду с тобой на данном этапе, пока не решится твоя окончательная судьба. Видеть меня не обязательно. И вообще, всё узнаешь в своё время.
-А что значит "не совсем"?
-Это значит, что твоя связь с телом ещё не оборвана окончательно, жизненные процессы в твоём теле не прекратились. И есть шанс, что ты продолжишь свою земную жизнь. Но окончательное решение о твоей дальнейшей судьбе ещё не получено. А пока тебя ждёт предварительный суд. Так что ты сейчас ещё не на "том" свете. И уже не на "этом"... То есть наоборот... В-общем если тебе угодно, называй это "промежуточным светом".
-Это что за предварительный суд такой?
-Это грибной суд. Каждый грибник проходит через него.
-Значит, охотник - через охотничий, рыбак - через рыбный...- улыбнулся я.
-Именно так. Каждому - своё. Исход этого предварительноно суда повлияет на решение Высшего Суда, который ещё предстоит.

Несмотря на близость судебного процесса, мне полегчало. Всё-таки я не один теперь. Этот Голос - какая-никакая живая душа рядом. И потом, я не чувствовал себя таким уж большим грешником.

И вот зал стал заполняться... грибами. Центральное место судьи занял Трутовик Настоящий. На табличке было Написано: "Трутовик Истинный."
-Это потому, что он принимает только истинные решения,- предварил мой вопрос Голос.
-А почему судья именно он? - спросил я.
-Он лицо нейтральное. Не съедобен, не ядовит. Многолетний. Много видел, много знает. Мудр...

Вслед зашёл Прокурор. Вернее, Прокурорша. Как я и предполагал, это была Бледная Поганка. Или Синьорита Аманита, как было на табличке указано. Она была чертовски красива. Сочетание изящности, грациозности и классической гармонии линий вызывали истинное восхищение. Будь я грибом, я бы, пожалуй, за ней приударил...

Адвокат - кряжистый, с длинной седой бородой Боровик, или Дед Болет, как табличка гласила.

Потом замельтешили Псатиреллы, Галерины и Мицены. Эта мелюзга являлась, по-видимому, обслугой. Они что-то приносили-уносили, и будто порхали, как балерины, почти невесомы.

Трутовик Истинный выразил неудовольствие:
-Что, опять не успели прибрать после предыдущего слушания?
-Сейчас всё поправим - сказала тонконогая розовая Галерина.
-И почему мусор на полу? Где уборщица?

Вошла, переваливаясь, грузная Свинушка Толстая с шваброй через плечо и с ведром, из которого торчал веник. "Я был убеждён, что тут порядок, а здесь такой же бардак, что и на Земле". Не успел я это подумать, как Голос подал голос:
-Увы, у нас тоже накладки бывают. Не забывай, что это "промежуточный свет".

Наконец и места в зале заполнились грибами разных мастей.
-Встать, Суд идёт! - громогласно объявил Судья с ударами молотка.

М-да... Если бы это всё происходило в моей прежней жизни, я бы подумал, что тронулся рассудком. А здесь и сейчас меня ничто не удивляло.

2. Суд


-Итак, слово предоставляется стороне обвинения!
-А в чём, собственно, меня обвиняют? - обратился я к Голосу.
-Будет произведён анализ твоей жизни. Прокурор отметит всё зло, которое ты совершил по отношению к грибам и вообще к Природе. Адвокат - всё хорошее. А суд решит, что перевесит. Но решающим фактором будет не количество совершённых поступков, а их качество...

Синьорита Аманита поправила шляпку и заговорила.
-Уважаемый суд! Сегодня мы рассматриваем дело Дончанина. Я начну с его раннего детства.

Обвиняемый, будучи пятилетним ребёнком, подобрал осу, которая его укусила. Оса тут же была жестоко растоптана.

В дальнейшем обвиняемый ос не трогал, боялся, но если предоставлялась возможность, давил их! А скольких насекомых он садистки уничтожил! Вот многочисленные эпизоды из его более позднего детства: оторванные лапы у пауков - "сенокосцев", оторванные головы у трутней, загубленные жизни многочисленных жуков в муравейниках! Обвиняемый с интересом наблюдал, как скоро муравьи расправятся с очередной жертвой! А жертва при этом испытывала нестерпимые мучения! Я не говорю уже про обезглавленных трутней! Подсудимому, видите ли, было интересно, полетят ли они без головы! Или без ног!

Далее - уничтожение бабочек. Несколько тысяч бабочек-боярышниц было уничтожено! Обвиняемый думал, что совершает благое дело! Но эта поистине кровавая бойня, которая была устроена летом 1971 года, есть проявление самых низменных, садистких качеств моего клиента! Вот, взгляните!

Появился экран, и началось "кино". Были показаны все вышеперечисленные эпизоды из моей жизни, где я убивал или калечил насекомых. При этом я сам был участником "фильма". Я вновь испытывал все те чувства, что и тогда, но с учётом моего теперешнего жизненного опыта. Было очень стыдно. А в конце "фильма" - появилась статистика: сколько насекомых было мною так или иначе повреждено, с указанием конкретного вида. Душераздирающее зрелище.
- Перейдём к грибам,- продолжила Аманита.
-Обвиняемый топтал в детстве выводки навозников мерцающих! Он, видите ли, думал, что это поганки! Но незнание не освобождает от ответственности! А сколько грибов было сбито или раздавлено "просто так"? Вот конкретные примеры и цифры...

Она опять стала приводить статистику, но я уже плохо воспринимал её речь. Я был раздавлен и сражён. Я оказался гораздо хуже, чем думал о себе до настоящего момента. Ведь всё, что говорила прокурор, было правдой! Неужто мои дела так плохи? Я испугался по-настоящему. И тут впервые я искренне взмолился:
-Господи, да неужто мне теперь пропадать? Неужто я так низко пал? Неужто я так мало сделал хорошего на Земле?
-Не паникуй!- почти приказал Голос. -Работа у неё такая - обвинять! Ещё не вечер! Ещё не выступала защита!
-И в заключение,- доносился голос Бледной Поганки,- к обвинению прилагается статистика поломанных веток и вытоптанных трав! Я закончила!

Она посмотрела в мою сторону торжествующе-убийственным взглядом, отряхнула кольцо и пошла на место.
- Слово предоставляется стороне защиты!- объявил судья.

Дед Болет встал, расправил бороду, надел очки и начал.
-Многоуважаемый суд! Мы выслушали многочисленные обвинения в различных грехах, которые совершил мой подзащитный! Впечатление действительно создаётся кошмарное. Но моя уважаемая оппонентка кое-что исказила! А именно: все перечисленные ею грехи, во всяком случае, подавляющее большинство, были совершены моим подзащитным в детстве или раннем отрочестве! А это обстоятельство в корне меняет картину!

Всем известно, что дети по натуре исследователи. Более 3/4 информации об окружающем мире они получают в первые 7-8 лет жизни. И подчас их исследования носят жестокий характер! Да, дети жестоки. Но так человек устроен! Эта его детская жестокость неосознанная! Более того, в дальнейшем, если развитие личности происходит нормально, без патологии (а мой подзащитный совершенно нормальный человек, есть заключение психиатрической экспертизы), жестокость проходит. Мой клиент давно раскаялся в совершённом. И частично искупил свою вину ещё в земной жизни.

Как известно, Бог создал законы физические и законы духовные. Они работают. Нельзя нарушать физические законы, как нельзя нарушать законы духовные. Так как духовный мир устроен более тонко и сложно, нежели мир физический, то причинно-следственные связи в нём прослеживаются не прямолинейно, и расплата за нарушение того или иного духовного закона наступить может не сразу. Но она непременно наступает. Всё зло возвращается бумерангом. А поскольку Бог есть любовь, то он не карает, не наказывает. Наказывает человек себя сам, когда нарушает незыблемые законы духовного мира!

Мой подзащитный, повторяю, многие свои грехи уже искупил, то есть наказал себя. Примеры приводить не буду, они всем вам прекрасно известны. Когда он вступил в пору юности, то все его действия носили уже осознанный характер. Мой подзащитный отдавал полный отчёт своим поступкам. И что же он сделал с того времени и по сей день? Вспомните многочисленные случаи, когда он почти заставлял народ собирать за собой весь мусор после какого-то пикника на Природе, и часто собирал всё сам. Позже он и пикники-то не особо жаловал, но частенько забирал с собой десяток-другой найденных пластиковых бутылок, если возвращался с пустым рюкзаком после очередного похода.

А вот примеры посаженных деревьев, накормленных животных и птиц... Адвокат стал перечислять добрые дела, что я совершил, и опять это сопровождалось кинодемонстрацией с моим участием...

Что ж, может, Голос прав: мои дела не так безнадёжны. У меня немного отлегло от сердца (или что там теперь у меня?).
-Да, были случаи небрежного обращения с растительным и животным миром, но эти случаи носили эпизодический характер, они были не столь вопиющи, как это обрисовала уважаемая Аманита, и причина их была в элементарной невнимательности, небрежности или просто плохого настроения. Конечно, это плохо. Но главное, что всё добро, перечисленное мною, делалось моим подзащитным бескорыстно, и явно прослеживаестя тенденция его дальнейшего духовного роста! У меня всё!

Адвокат протёр лоб платком и удалился на место.
-У кого есть что добавить?- спросил судья.

Поднялась Мицена Колпаковидная.
-От всего рода мицен заявляю, что претензий к Дончанину мы не имеем. Более того, он пробовал вид, который я представляю! Да, он нас ел! И я горжусь этим!

Тут вскочила Весёлка обыкновенная.
-И меня он ел! Правда, однажды и в стадии яйца! Вкус ему не понравился, но он мужественно всё съел до конца!

Поднялась Свинушка Тонкая.
-А вот нас он набрал десяток, потом опознал дома вид, да и выбросил! Нет ему прощения!
-И поделом вам!- вылетел с места Сморчок Обыкновенный. Как долго вы прикидывались цивильными грибами! А сами вели в нашем стане подрывную деятельность!
-А сам-то! - возразила Свинушка Тонкая. Сам-то ты кто? В каком стане? Ты - условно-съедобный гриб! Помолчал бы уж лучше!
-Да, я условно-съедобный, но я этого никогда не скрывал, в отличие от некоторых! А то, что с нами надо предварительно повозиться...Так мы, Сморчки, не ищем дешёвой популярности!

И он гордо сел на место.

Дальнейшие прения показали, что большинство грибов претензий ко мне не имели, за исключением отдельных эпизодов. Это подняло мне настроение, но речь обвинения была впечатляющей, и я с тревогой ждал окончательного вердикта.
-Что ж, раз прения исчерпаны, подсудимому даётся последнее слово, - произнёс судья.

А что говорить? Всё сказанное - правда. Оправдываться не хочу, просить не люблю, хвалиться своими добродетелями не буду. И я от последнего слова отказался.
-В таком случае, суд удаляется для принятия справедливого решения!

Трутовик Истинный вышел. В зале воцарилась мёртвая тишина.

3. Возвращение

В этот момент ворвался то ли Панеол, то ли Коноцибе - я не разобрал, спросил: "где?", ему указали: "там", и тот скрылся вслед за судьёй.

Вскоре судья вышел и объявил:

-Коллеги! Пришло указание Свыше - Дончанина вернуть к земной жизни! Он ещё не выполнил своего предназначения. Поэтому решение суда откладывается! Оно будет принято в следующий раз, с учётом прожитого остатка лет. На этом этапе суд окончен!

Мне стало даже немного обидно. Столько перенести, и всё впустую!

-Ты не прав!- возразил Голос. Тебе дан шанс жить с учётом всего увиденного! И не делать больше прежних ошибок! Бог в помощь!

-Спасибо!

-Не за что. Мне пора. Дела. Очередной клиент подоспел.

Я хотел было сказать ещё какие-то слова благодарности, но меня вытолкнуло из зала. В последний момент я увидел Аманиту. Она пристально смотрела на меня и таинственно произнесла: "Мы ещё увидимся!"

А потом меня опять несло по тёмному тоннелю, свет удалялся, пока не превратился в точку...

Я очнулся в яме. Голова была разбита, глаз заплыл, на лбу - шишка. Взглянул на часы. Они шли. Противоударные. Прошло всего минут 10, может, 15. А показалось - долгие часы. Сухая ветка, что шандарахнула меня по голове, оказалась и моей спасительницей. Один её конец упирался в дно ямы, другой торчал наружу. Так я выбрался. Ещё раз оглядел тополь. Он был старый, в три обхвата ствол, высоченный, живой. Странно, откуда взялась эта сухая ветка? Глянул в яму. На дне был разбросан мой грибной урожай и валялась помятая корзина. Её можно было подремонтировать. Но обратно лезть желания не было.

На ближайшем пеньке я попытался навести на своей голове хотя бы косметический ремонт. Во внутреннем кармане оказались перекись и бинт. И тут мне бросились в глаза грибы! Много, везде! Узнал я их сразу, хотя видел впервые: это были бледные поганки! Вспомнилось: "Мы ещё увидимся!" Как-то вдруг налетел ветер, потемнело, и до меня донеслось тихое разноголосье смеха. Стало зябко и жутко, и я заспешил прочь, к дороге...

ак преступника тянет на место преступления, совершённого им, так и меня тянуло к тому месту. Не знаю почему, но тяга вскоре стала непреодолимой. Через полгода, по весне, я туда вернулся. Тополь я нашёл. Он по-прежнему шелестел листвой. А вот ямы не было! Как и не бывало. Никаких следов. А вообще место как место. Так же светило солнце, так же пели птицы.

Всё происшедшее со мною сильно изменило мою жизнь. Я стал чувствовать крепкую связь с Природой. Я мог подолгу вести мысленную беседу с деревьями, с травами, с грибами. Для меня теперь всё было живым и разумным! Я чувствовал, что обретаю гармонию с окружающим миром!

Больше я на то место не приходил. Но я твёрдо знал, что ещё раз мне придётся там побывать...

Эпилог.

Из местной прессы:

"На днях произошло странное событие. ...сентября 20..года грибниками в одной из пригородных рощ был обнаружен старик. Вначале им показалось, что человек спал. Он сидел, прислонившись с стволу старого тополя. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что старик мёртв. Следов насильственной смерти обнаружено не было. При нём была найдена рукопись под названием "Грибной суд", подписанная неким Дончанином. Является ли обнаруженный человек этим самым Дончанином, выясняется. Ещё при старике имелась бумага, где излагалась последняя воля покойного. Он просил, чтоб схоронили его в лесу, под тополем. Был нарисован подробный план. Судя по всему, тело находилось под тем самым деревом.

И вот что ещё интересно. Вокруг того места во множестве росли отборные крупные боровики! Местные микологи объяснить сего чуда не могут, поскольку боровики, по их словам, не росли в наших местах по крайней мере с середины прошлого века..."

... А в это время дух старика летел сквозь тоннель к Свету. Всё быстрее и быстрее. Впереди его ждал грибной суд.

Hо было легко и покойно.


Другие рассказы Олега Кесслера


Используются технологии uCoz

Яндекс.Реклама: