В жизни, возможно, каждого грибника бывает такое время, когда он, изучив немало литературы, обшарив все окрестные леса, начинает думать, что знает о грибах почти все. Воображает себя неким грибным ассом. А потом неизбежно попадает в курьезную ситуацию либо неловкое положение. Грибник при этом, конечно же, понимает, что процесс познания и изучения грибов также безграничен, как и любое познание вообще. Тем не менее, это не мешает ему "вляпаться". Такова жизнь. Она напоминает нам, зазнавшимся, что не так все просто. Такую ситуацию довелось пережить и мне.
Случилось это в то благодатное время, когда в конце сентября на какое-то время, осень, как бы уступает место лету. Устанавливается по летнему теплая погода и по воздуху неспешно плывут, поблескивая на солнце, паутинки бабьего лета.
Самое время тихой охоты на зеленушки. Именно за ними я и отправился в лес. Зеленушки попадались довольно часто, а вперемежку с ними изредка белые и польские. Впереди среди сосен замелькал чей-то силуэт. На встречу мне шла бабушка. Она тоже собирала грибы и привлекла мое внимание тем, что несмотря на свой возраст, передвигалась по лесу легко и свободно. Если бы видел ее только со спины, то наверняка и не догадался бы, что это бабуля. Попутно срезая зеленушки, стал наблюдать за ней. Мы почти поравнялись. В это время бабушка прошла мимо польского гриба. Я подумал, что она не заметила его, а может и вовсе не знала этого гриба. Обратился к ней:
- Бабушка, вы гриб пропустили. Это польский. Хороший гриб.
- Да видела я его, но не нужен он мне. Я за зеленками и ченцами пришла. Только их и беру, - ответила бабуля.
- За чем? За чем? - переспросил я.
- За зеленками да ченцами, - повторила она.
- Ну, зеленушки гриб известный, а вот ченцы. . . Нет такого гриба, - уверенно заявил я.
- Как же нет, сынок, если я его всю жизнь собираю, - ответила бабушка.
- Значит, называете его не правильно, - сказал я.
- Еще отец мой эти грибы так называл, да и другие их также величают. А как его зовут, по-твоему? Видать не знаешь ты этого гриба. Подойди я его тебе покажу, - сказала бабуля. Я подошел. В корзинке у бабули лежали зеленушки вперемежку с грибами называемыми ею ченчами. Я взял один гриб и стал его рассматривать. Шляпка темно-серая, а то и черная с едва различимыми штрихами-полосками направленными от центра шляпки к ее периферии. Ножка и пластинки белые. Гриб имел такой же мучной запах как у зеленушки. К стыду своему я не знал этого гриба и не знал, что сказать бабушке. Она заговорила:
- Гриб этот такой же как зеленушки только даже лучше так как зеленушки те всегда в песке, а этот чистенький. Ченцами их называют за вид их строгий и окраску шляпки которая напоминает одежду священников.
Дальнейший сбор грибов мы продолжили уже вдвоем с бабулей.
- Как же это я раньше их не находил, - вслух подумал я.
- А не находил потому, что лес тебе их открыть не хотел. Лес любить нужно. Вот я каждый раз приходя в лес здравствуй ему говорю, а уходя - спасибо. И ты также делай, - стала наставлять бабуля.
- Ну вы бабушка прямо таки язычница.
- Ой! Это что за слово такое - язычница. Не ругательное ли? - воскликнула бабуля.
- Что вы, бабушка. Нет в этом слове ничего ругательного. Так называют предков наших прадавних, которые поклонялись духам лесов, - объяснил я.
- Про духов не знаю, а вот, что лес живой это точно. А раз живой то и душа у него есть. Еще величие в нем есть, к которому с уважением относится нужно. Вот скажи, сынок, ты в лесу песни горланить станешь, мусор выбрасывать или еще как безобразничать? - спросила она.
- Нет, не стану, - был мой ответ.
- А почему? Учили тебя этому что ли? - поинтересовалась бабушка.
- Не знаю. Может, и учили. Только я этого не помню. Для меня это как бы само собой разумеется, что делать этого не стоит, - ответил я.
- Значит понимаешь ты лес, чувствуешь его, а стало быть и человек хороший. Плохо тому, кто лес не уважает. С ним беда приключиться может. Вот случай такой был. Я тогда еще в девках ходила. Пошли мы компанией в соседнее село в клуб и загуляли там до ночи. А идти обратно километров пять. Все через лес. Парни наши выпивши были. Идут по лесу да песни горланят. Я им говорила, что нельзя этого - не послушали. В лесу темно. Дорогу по выбоинах ногами нащупывали и шли. Как, вдруг, все сразу остановились. Не чувствуем дороги под ногами. Нет ее. В какую сторону идти, не знаем. Разложили костер и разошлись во все стороны дорогу искать. Как не искали найти так и не смогли. У костра всю ночь и просидели. А утром смотрим, а дорога то вот она, рядом. В двух десятках шагов от нас. Или вот еще случай был. Мужик один по пьянке да разгильдяйству своему лес поджог. Через год отправился он на телеге в лес по опушкам сено косить и пропал. Всем селом искали. Лошадей и телегу сразу нашли, а его нет. Вот так, - закончила свой рассказ бабуля.
- Ну, это бабушка, уже мистика, - резюмировал я.
- Нет в этом ничего сверхъестественного. Если с добром к живому подойдешь то добром оно и в ответит, а если со злом - зло и получишь, - ответила она.
Много еще чего рассказала мне бабуля о своих воззрениях на мир и даже успела кратко изложить историю своей жизни.
Вернувшись домой, я первым делом обратился к литературе, что бы определить гриб. Искать долго не пришлось, так как уже догадывался - грибок относится к рядовкам. Это была рядовка серая штриховая. Не раз читал о ней, но почему-то думал, что в наших лесах она не водится. Спасибо бабуле. Мой грибной "арсенал" пополнился еще одним видом грибов, которые я, про себя, называю также как и она - ченцами.