Юрий Семенов

ЗВЕНИГОРЬЕ-2008
(продолжение)

Страница изменена
Форум   Назад

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Так повелось, что на рабочие совещания приезжает много молодых микологов, студентов, аспирантов. Приглашающая к себе в регион сторона (сейчас это биофак МГУ) все обустраивает, всех размещает, готовит условия для исследований и для развивающей экскурсии по окрестным достопримечательностям. Обидно, что рядом со столицей и не нашлось на ЗБС достойных авторитетных имен микологов, которые передавали бы свой опыт и знания молодежи и таким любителям, как мы. Все как-то чуть приболели в это время, не смогли приехать. Только Владимир Петрович Прохоров (как и местный координатор, проживающий здесь все лето) одним своим присутствием вынуждал задумываться о правильном произношении латинских названий.

 

Прохоров; фото Юрия Семенова Все; фото Юрия Семенова Коваленко; фото Юрия Семенова

О его лекции расскажу ниже. Всего на совещание обычно набирается более 30-ти человек (в прошлый раз в Вешенской нас было 38), на ЗБС приехало не менее 33-х человек: микологи во главе с бессменным руководителем Александром Елисеевичем Коваленко (председатель Комиссии) и несколько аматеров-любителей с нашего сайта. Увы, представительство любителей тоже было не на высоте. А столько было зарегистрировано, столько собиралось приехать! Под боком у москвичей, рядом, ближе не бывает, обидно за всех, кто упустил такой шанс. Для зарегистрированных участников даже приготовили в подарок книгу-отчет о прошлом совещании в Ростовской области (аннотированный список грибов с иллюстрациями), которую раздавал бывший координатор Ю.А. Ребриев. В итоге от любителей прибыли ставропольская Ирина У. (Ариона), Владимир К. (therria) из Ижевска, который на третьей экскурсии нашел ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ Cortinarius violaceus, а со второго дня "москвичи" - я, вместе со мной, но только на один день вырвался Андрей (SAE).

SAE и therria; фото Юрия Семенова Книги; фото Юрия Семенова Татьяна Светашева; фото Юрия Семенова

Еще один знакомый для нашего сайта человечек - Нина Филиппова из далекого Ханты-Мансийска (помните ее очерк о болотных грибах?), которая пригласила всех на следующее совещание к себе в регион. Многие микологи и микологини существенно и прогрессивно "выросли" за это время, по крайней мере, мне так показалось. Таня С. из Тулы (теперь она будет представлять Россию в международной организации по охране грибов), Оля М. из Питера сильно расширили свой кругозор, они являются в настоящее время самыми разносторонними микологинями. Жаль, что не приехал Иван З. из Питера, так мечтал с ним поговорить! И еще не приехала Ирина Г из Новосибирска, хорошая перспективная микологиня. Из молодежи, которую видел два года назад сильно прибавили в знаниях сестры Катя и Вера М. Написал книгу по афиллофоровым грибам Денис К. из Сыктывкара, а Александр А. из Харькова - уже не первую. Надеюсь, на этом фоне и мы тоже прогрессируем.

РЕЖИМ

Корпус; фото Юрия Семенова Олимп; фото Юрия Семенова Поселили нас в двух корпусах - новый двухэтажный отапливался (ночи были уже холодные), тут жило большинство из 33-х приехавших. На первом этаже - отапливаемый туалет, небольшая кухня и даже душ. Этой кухней воспользоваться не пришлось, потому что питание было отменное, не похудеешь. А восемь закаленных "олимпийцев" упорно ночевали в другом корпусе под названием "Олимп", в котором отопления не было. То ли они действительно закалились, то ли согревались чем-то и регулярно, достоверно так и не известно, утром все выглядели достойно. Поутру наш завтрак в восемь тридцать (каша, закуска, бутерброд, чай), начало экскурсии через час.

Лаборатория; фото Юрия Семенова Лаборатория; фото Юрия Семенова Каждому выданы сумки, блокнот с ручкой и коробки для сбора. Обед бывает часа в два, тоже из четырех блюд. И сразу можно перейти в соседнюю "лабораторию", где столы уже накрыты для грибов, микроскопов и пр. Определенные сразу образцы, снабженные подписями (не более 30% по моим прикидкам), перекладывались на отдельный стол. Оставшиеся образцы надо было определять по справочникам, микроскопировать и т.д. В конце концов все образцы расходятся "по рукам" для домашнего микроскопирования и окончательного определения (или неопределения, но по результатам экскурсий обязательно должен составляться отчет с полным списком видов, обнаруженных во время совещания). Всем этим можно заниматься далеко за полночь (перерыв только на ужин, отбоя не бывает).

Лекция Прохорова; фото Юрия Семенова Лекция Филлиповой; фото Юрия Семенова Но после ужина, как правило, были еще лекции или сообщения. В разные дни были сообщения: Н. Филипповой "Результаты полевого сезона Западно-сибирской равнины", Е. Ворониной (МГУ) о видах микоризы, А. Акулова (Харьковский университет) о грибах-паразитах (Гипомицесы и др.), Е. Звягиной (Тюменская область) о попытках систематики лекцинумов, А. Ширяева (г. Екатеринбург) о рогатиковых грибах, Евгения Сергеевича. Попова (ученый секретарь Комиссии) о находках аскомицетов на ЗБС. Две лекции прочитал В.П. Прохоров из курса "Основы ботанической латыни".

ОБЩЕНИЕ

Прохоров оказался не только известным профессором микологии, но и блестящим лингвистом (он редактировал, например, чешскую энциклопедию "ГРИБЫ"), обладающим большим опытом и отвечающим на сложные вопросы произношения языка, которого никто не слышал. Все правила латыни носят упорядочивающий характер и рекомендуются как общепринятые. Сначала он рассказал об правилах ударений и произношении латинских названий, потом о таком же количестве исключении из этих правил. К тому же вовсе непонятно, как произносить заимствованные слова, образованные от фамилий. Даже нелюбительскому уху непривычно вместо уже привычного ПЕЦИЦА произносить ПЕЗИЗА (согласно правилам).

Ученый секретарь говорил так: "Можно я буду говорить на питерском диалекте?"

Что точно надо помнить, так это, что ударение в латинских словах падает на 2-й или 3-й слог от конца, но лучше всего приобрести ботанический словарь, который Владимир Петрович готовит к изданию. В присутствии В.П. Прохорова даже по-русски надо было стараться говорить правильно и грамотно (он и правила русского языка знает). С чем не могу согласиться, так это с ненужностью перевода латыни на русский язык. Ссылаясь на существующий ботанический кодекс систематики и образования ботанических названий, Прохоров против перевода и кальки с латинского. Можно, конечно, жить по кодексу, но тогда и пропаганда микологии зависает в воздухе и становится ненужной. Остро стоит примыкающий к этой теме вопрос об охране грибов, - как и от кого их охранять. Вроде бы везде в Европе принято, а методики не существует. Все эти вопросы можно было поднять и обсудить в любой момент в любом месте, даже в момент временного просветления на прощальном банкете. Из новых идей, предложенных А.Е. Коваленко, - создание российского электронного банка грибов, думаю, давно назревшая необходимость, и не только списка и карты находок, но и банка изображений. Теперь ведь почти у всех микологов фотокамеры.

Лаборатория; фото Юрия Семенова Лекция; фото Юрия Семенова Как всегда демократично, во время грибных разборок можно было общаться, обращаться, задавать вопросы, фотографировать любые образцы, отщипнуть кусочек для своего микроскопа (кроме Андрея, любители этим пока не увлекаются). Общаться можно и с проживающими тут животными, - у координатора дома две кошки и собака, а у помощника координатора - собака, которая вообще нас не покидала, ходила и на экскурсии и на лекции. Полезно для любителей совместное определение даже привычных с виду грибов. Вот БЕЛАЯ РЯДОВКА оказывается в хвойных лесах принадлежит к другому виду, хотя внешне неотличимы - Tricholoma album и Tricholoma stiparophyllum, надо с ними разбираться. Вот встретился ПОПЛАВОК вроде бы СЕРЫЙ A. vaginata (Коваленко ни одного не пропускал), оказывается он Amanita submembranacea. И на каждый внешне определенный гриб почти всегда находится похожий двойник. Это как раз тот широкий кругозор, которого не хватает любителям. Охотно помогают микологи в определении грибов, особенно охотно, когда сами найдут такой неизвестный гриб. Конечно все по латыни, а я, привыкший больше к русским названиям, часто получал такой диалог.

Я: - ну, это же рядовка…
Миколог-студент: - в смысле Трихолёма?

Окончательный диагноз ставится только после микроскопии. Поэтому после показа фотографии (как мы привыкли определять) часто звучит просьба: присылайте сушеные экземпляры. А я все никак не возьму это в привычку.

ВТОРАЯ ЭКСКУРСИЯ

38razvod js 20080918; фото Юрия Семенова В следующий день полдесятого "развод", и от столовой отправляемся через лес на верхнее болото, "Симу", это на юго-юго-запад от ЗБС. По аллее соединяющей шоссе со входом на биостанцию переходили на южную сторону, в лес. Дорога легкая, сухая (если трактор не проехал), всего километра три. Вообще с погодой повезло, - ни одного дождя за четыре дня. Последний поворот (тут немного застряли у КЛАВУЛИНОПСИСА, для меня однозначно ПАЛЕВОГО Clavulinopsis helvola, а для миколога предположительно, потому что есть еще что-то похожее) и мы рядом с болотом.

Сима; фото Юрия Семенова Сима; фото Юрия Семенова Сима; фото Юрия Семенова

Тут без сапог не пройдешь. Хотя через болото к открытой воде тянется настил, там, в конце - торфяное озеро, в котором летом можно купаться и плавать между кувшинками. Сейчас кувшинок нет, но болото не менее красиво своей "северной" красотой, это как бы уголок лесотундры, низкие березки покрыты лишайниками, в траве растет росянка, встречаются "северные" грибы - АСКОКОРИНЕ Ascocoryne turficola, которую нашел Евгений П. Ее довольно много, неприметно оливковая она маскируется в мокрых впадинах между кочками болота. А на кочках - тьма БЕРЕЗОВИКОВ - белые с явно желтеющей мякотью и серо-коричневатые, зеленеющие к основанию, к старости все - желто-зеленоватые, как БЕРЕЗОВИКИ БОЛОТНЫЕ Leccinum holopus. Реже встречается темный БЕРЕЗОВИК РАЗНОЦВЕТНЫЙ Leccinum variicolor. Это тема для Лены З., но четких выводов после шинкования двух десятков тел так и не получилось: один только зеленеет, другой только розовеет, типично ведет себя только каждый третий или четвертый березовик. Остальное пространство болота покрыто мелкими, с виду совершенно одинаковыми ГАЛЕРИНАМИ Galerina sp. Наверное, над ними надолго склонилась Нина Ф., она вышла из болота последней. И все ахнули - босиком! (фото М.Ю. Дьякова). Сибирские привычки. Вот и приезжай к ним в Ханты-Мансийск!

Ascocoryne turficola; фото Юрия Семенова Leccinum cf holopus; фото Юрия Семенова Leccinum holopus; фото Юрия Семенова

Galerina sp; фото Юрия Семенова Сима; фото Максима Дьякова Cortinarius sanguineus; фото Юрия Семенова

Тот, кто остался на "берегу", - тоже не без грибов, в этих лесах было много ПАУТИННИКА КРОВАВОГО Cortinarius sanguineus, СЫРОЕЖЕК, МИЦЕН и др. интересных для нас видов. Вообще искусство находить грибы своей области интересов говорит о профессионализме миколога. Меня всегда удивляло, как, каким нюхом, опытом или интуицией находят столько много видов эти узкие специалисты там, где я ничего не вижу. Евгений П. - всегда с полной банкой аскомелочей. Тут он нашел АСКОКОРИНЕ Ascocoryne turficola, в первую экскурсию мелкую желтую чашечку Podophacidium xanthomelum (вторая или третья находка в России), на кострище черную невидимую АНТРАКОБИЮ Anthracobia cf subatra. Юрий Р. (область интересов гастеромицеты - дождевики, склеродермы, звездовики) на ЗБС зарегистрировал 21 вид, остальные - домой на дополнительное опознание. Даже на газоне в Саввино-Сторожевском монастыре он не пропустил ЛОЖНОДОЖДЕВИК Scleroderma cf areolatum.

Евгений Попов; фото Юрия Семенова Podophacidium xanthomelum; фото Юрия Семенова Юрий Ребриев; фото Юрия Семенова

Председатель комиссии говорил так: однажды с докладом как искать подземные (!) грибы выступала известный специалист-миколог (ее область интересов - подземные грибы), теоретически эти признаки известны и нам: редкая трава, прикрытие листьями и пр. Воодушевленные микологи пытались на практике применить полученные советы, нашли по 3-5 видов, а специалист нашла 15!.

Продолжение отчета
Используются технологии uCoz