Причуды нынешнего года показали себя и рано наступившей весной. Уже в марте в Подмосковье было тепло, как в апреле. Даже график температуры напоминал апрель: в третьей декаде потеплело до 10 -15 градусов, началось половодье, пошли первые грибы. Но во второй пятидневке апреля вдруг выпал снег, который вместе с холодами преследовал весь месяц, задерживая рост весенних грибов. Только в последнюю декаду опять стало теплеть, но в заключительные два дня снова похолодало, наступили досрочные майские холода. Всего за полтора месяца было обнаружено более 20-ти видов грибов, старых и новых. Короче говоря, первое открытие сезона случилось почти на месяц раньше обычного.
Солнышко припекало, оживились мартовские коты, снег в поле быстро сошел к середине марта. Прилетели скворцы, потом дрозды, проснулись лягушки, зацвела по шпалам железки, ведущей на ТЭЦ, первая мать-и-мачеха. Запорхали первые голодные лимонницы, тяжело залетали первые шмели. Отовсюду на форум пошли сообщения о находках весенней Цибории, это даже задело: неужели в нашем, таком богатом на грибы лесу ее нет? Целенаправленно пошли по оросительным канавам, заросшим ольхой с ивой и на запруженную речку Сукромку рядом с лесом, где земля уже прогрелась. Раньше в этот небольшой пойменный ольшаник не заходили, уж очень здесь мусорно. Но и тут ничего не было, только в последний момент у самой воды нашли единственную чашечку ЦИБОРИИ СЕРЕЖЧАТОЙ Ciboria amentacea (Syn: Ciboria caucus). Дождей было маловато, вот она и прижалась к речке, приютилась у самой воды.
В лесу почва оставалась еще промерзшей до конца марта, поэтому большинство грибов месяца – перезимовавшие под недолгим снегом. Это многочисленные ГОВОРУШКИ СНЕЖНЫЕ Clitocybe pruinosa, с января стоящие группами и кругами, более редкие ГОВОРУШКИ, которые я называю Clitocybe vermicularis, единично встречалась в сырых местах ТУБАРИЯ ОТРУБИСТАЯ (?) Tubaria furfuracea, часто на березовых ветках – твердый пупырчатый сажисто-черный ГИПОКСИЛОН МНОГООБРАЗНЫЙ (?) Hypoxylon cf multiforme.
Там, где в конце марта сохранились остатки снега и повышенная влажность, встречались даже темные мягкие ЭКСИДИИ ЖЕЛЕЗИСТЫЕ Exidia glandulosa и желтые «капельки» ДАКРИМИЦЕСА ИСЧЕЗАЮЩЕГО Dacrymyces deliquescens. А на тонких опавших дубовых ветках, прикасаясь мохнатым боком к снегу, «расцвел» ЛАХНУМ ДВУХЦВЕТНЫЙ Lachnum bicolor, который так рано я не замечал никогда. Неопределенными остались толстостенные желтоватые чашечки UM 65, встретившиеся на нижней стороне гнилой осины среди разрушенных «шариков» слизевика БАДАМИИ Badhamia sp. Из числа слизевиков, как всегда весной, часто встречались охряные и ржавые остатки ячеек АРЦИРИИ Arcyria ferruginea (?), один раз скученные в «букет» МЕТАТРИХИИ Metatrichia sp. Из неизвестных еще можно упомянуть мелкие белые мохнатые шарики на древесине, среди засохшей резупинатной грибной «пленки».
Продолжение отчета
|