Легкое нетерпение в канун свободного дня плавно перетекло утром в короткую, и, как всегда, бестолковую суету сбора, и я - в пути. Маршрут старый. По М5 от Тольятти в сторону Самары (фото 052801.jpq).
Свободного времени - часа четыре, значит только по ближним местам. Беспокоит, что больше недели была сухая жара, а два последних дня дождь, но холодно (уже в лесу в нескольких местах видел побитый заморозком осиновый и березовый лист, характерно почерневший и съежившийся). Правда, день ясный, чувствуется, что снова пошло на тепло, но успеет ли что-нибудь вырасти, пока доеду?
Выскакиваю за границу города. Справа, за Зеленовкой, лес отступает от дороги метров на 500. Свободное место устелено ярко-зеленым ковром свежей поросли. Вдруг вижу, на обочине стоит суслик! В полуметре от асфальта (они у нас норы под обочиной почему-то роют), спиной к дороге, совершенно не обращая внимания на проезжающие автомобили, вытянувшись свечкой и задрав голову, напряженно всматривался вдаль, и, как мне показалось, нюхал воздух. Это было так неожиданно, что проскочив мимо, я успел только удивиться, как вдруг, метров через 50, увидел другого. В такой же напряженной позе, смотрящего в ту же сторону. Я, невольно, посмотрел туда же. Ничего! Но когда я увидел третьего, а через несколько секунд четвертого суслика в такой же тревожной стойке, мне стало как-то беспокойно. Так и не понял, что это было, утренняя разведка?, определение прогноза погоды на день?, или предчувствие угрозы с юга?
Но, вот я в лесу. А в лес пришло лето! Лес не узнать, тот и не тот. Травы поднялись, кусты зазеленели. Все деревья в листьях. Там, где было просторно и шел напрямки от одного места до намеченного в дали другого, теперь тесно, зелень, кажется, стоит стеной. Ароматы насыщены. Перемежаются запахи трав, цветов, деревьев, мокрой лесной подстилки. Ландыш король положения. Его лужайки лежат густым ковром, в самом цвету, и цвет так плотен, что нельзя пройти, не помяв грозди его белых ароматных колокольчиков. Чистотел стоит в полный рост, продолжая выпускать новые и новые цветы, оставляя на нижних ярусах тонкие зеленые стручки с семенами. Папоротник встал частоколом в полметра и начинает раскручивать свои зонтики. Другие травы торопятся не отстать. Зацвела земляничка, вот-вот раскроет свои бутончики костяника. Пробираюсь сквозь запах леса, и вдруг окунаюсь в тонкий и властный аромат. Дуб. Оборачиваюсь вправо и, точно, вот он. Стоит среди осинок высокий тонкий молодой подросток с уже пышной зеленой шевелюрой и исто
чает пряный аромат дорогого мужского парфюма.
И во всем этом благоухании то тут, то там, вдруг возникает прелый грибной запах. Но самих грибов нет. Набрел на чью-то зимнюю лежанку (похоже, была берложка) под сосной, в сосновых иголках. Округлая, сантиметров 25 30 в диаметре, с одной стороны иголки подгреблены кучкой и нависают сверху. Внутренняя поверхность хорошо отлежанная, уплотненная, по форме тора кто-то калачиком свернувшись перезимовал. Попытка обследовать на предмет шерсти не увенчалась успехом. Может ежик?
А грибов почти не нашел. Сначала встретил трутовик чешуйчатый, старый знакомый. В нескольких местах продолжает доживать вешенка покрытая.
Порадовала от души густая (десятка два) свежая поросль молоденьких грибков на старом бревнышке, похожих белой лохматостью внизу ножки на коллибию скученную (collibia acervata). На тонких длинных ножках, шляпки с мелкую монету (фото 052802.jpq).
Шляпка у молодых (по моему они все молодые еще) колокольчатая. Светло-коричневая. Очень деликатная, сверху видны просвечивающие пластинки.
Пластинки белые, относительно размеров шляпки, крупные, но не редкие. Споровый порошок определить не удалось, на белый лист с черным текстом ничего не высыпалось.
Ножка круглая, полая. Коричневая, снизу темная, к верху светлее. В самом низу густо опушена белой бородкой. Растет сбоку снизу от бревна. Кучка плотная, но ножки не сросшиеся.
Нашел еще один трутовик чешуйчатый довольно солидных размеров (сантиметров 6), но совсем молодой, съедобный (фото 052803.jpq). Улов небольшой, но, значит, мои грибы еще впереди.
Дома трутовики почистил, отварил, пожарил на малой сковородке. Луку не жалел, чтобы получилось побольше. Когда дожаривал, помешивая грибы возле бортика сковородки, пришел младший сын, спросил: - это все что осталось?
- Нет, говорю, - это все, что было. Разделили поровну, добавили к картошке с жареной свининой. Ему очень понравилось. Я доволен.